Исследование толерантности у специалистов помогающих профессий в сфере Психического здоровья. Я.О. Федоров, Н.В. Семенов

  •  
  • 3
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    4
    Поделились

tolerantnost

Городской психоневрологический диспансер  № 7, Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им В.М. Бехтерева

Введение

Актуальность проблемы толерантности в профессиональной среде обусловлена в первую очередь проблемой толерантности в самом обществе. В России, как и во всем мире, происходит все большее расслоение общества по социальным, религиозным, экономическим и иным признакам, обостряются межэтнические отношения. Локальные войны, терроризм, национальная и религиозная нетерпимость на межгосударственном уровне тесно связаны с возрастанием конкуренции, нетерпимости и насилия на уровне взаимодействия отдельных индивидов. Предметом особого внимания в психологии и смежных с ней гуманитарных науках является проблема развития толерантной позиции личности, что отражает реакцию общественного сознания на процесс нарастания агрессивности на всех уровнях человеческого бытия. В современном мире возникает практическая необходимость воспитания членов общества в духе терпимости и миролюбия, чему способствует популяризация толерантности как жизненной стратегии, дающей возможность успешного построения взаимоотношений и сохранения внутреннего равновесия, гармонии и целостности собственного внутреннего мира.

Имеющееся многообразие работ по толерантности касается главным образом теоретических разработок в сфере философии и национальной политики, где толерантность рассматривается как социальное явление, определяющее межгосударственные, межгрупповые взаимоотношения ; достаточно широко представлены психолого-педагогические исследования по формированию толерантности в процессе образования и воспитания .

В последние десятилетия активно изучается психологическая природа данного явления, рассматривается личностная обусловленность развития толерантного общественного сознания. Толерантность изучается в процессе педагогического взаимодействия, взаимоотношений в малых группах, как основа межкультурной коммуникации, в контексте отношения общества к психически больным. При этом имеются лишь единичные работы по исследованию толерантности в профессиональной среде помогающих профессий .

Наиболее полным определением толерантности, на наш взгляд, является определение, данное Л.А. Беляевой : толерантность – важнейший мировоззренческий принцип нравственной направленности, необходимый для гармонизации отношений в социокультурном пространстве «я и другой», «свой и чужой».

Гипотеза исследования – в профессиональной психиатрической и психотерапевтической среде высокий уровень образования в широком понимании этого слова связан с более высокой толерантностью.

Цель исследования – изучение этнических, социальных и других аспектов толерантности у специалистов, работающих в сфере психиатрии и психотерапии, а также поиск взаимосвязи толерантности и различных аспектов образования.

Материалы и методы

Обследовали 85 специалистов из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, которых раздели на 3 группы, исходя из характера профессии:

  • 1-я – 31 психиатр;
  • 2-я – 28 психотерапевтов в широком понимании этого слова (большинство их составляли частнопрактикующие психоаналитики, проводящие психологическую коррекцию психологи и собственно психотерапевты психиатрической службы);
  • 3-я – 16 психиатров-психотерапевтов (психиатры, активно функционирующие в качестве психотерапевтов).

Исследование проводили путем анонимного анкетирования в период мая–июня 2011 г. Социально-демографические данные специалистов включали такие характеристики как пол, возраст, длительность получения высшего образования, семейное положение, а также различные аспекты профессионального образования – личная терапия (тренинговая психотерапия или дидактический анализ, когда будущий психотерапевт сам выступает в роли клиента), профессиональные тренинги (супервизии, интервизии, клинические разборы, балинтовские группы) и постдипломное образование (курсы повышения квалификации, обучающие семинары).

В экспериментально-психологической части использовали методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. , 2002)  и краткий опросник качества жизни ВОЗКЖ-26 (WHOQOL-BREF) . Стимульный материал экспресс-опросника «Индекс толерантности» составляют утверждения, отражающие отношение к окружающему миру, другим людям, социальные установки в различных сферах взаимодействия. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам и коммуникативные установки. Три субшкалы данного опросника направлены на диагностику этнической, социальной толерантности и толерантность как черты личности. Субшкала этнической толерантности выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала социальной толерантности позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала толерантности как черты личности включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Стимульный материал опросника ВОЗКЖ-26 представлен утверждениями, отражающими субъективное восприятие качества жизни. Каждый из вопросов представляет собой значение определенной из сфер: физической, психологической, социальной и сферы окружающей среды. Общая итоговая оценка вычисляется путем вычисления среднего от суммы всех сфер качества жизни.

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартных математико-статистических процедур с использованием программного пакета SPSS. Для количественных данных использовали дисперсионный анализ с пост-хок тестами по методу Бонферрони, для качественных признаков были построены таблицы сопряженности и применен точный критерий Фишера. Связь типов толерантности с остальными показателями анализировались в зависимости от типа показателя: для количественных применялся коэффициент корреляции по Пирсону, для бинарных признаков рассчитывались статистические характеристики соответствующих групп и проведены сравнения по дисперсионному анализу. Использовался общепринятый уровень значимости 5%.

Результаты и их обсуждение

Общая характеристика социально-демографических показателей в группах представлена в табл. 1. Процентное количество показателя рассчитано для каждой группы. Как видно из табл. 1, данные 1-й и 3-й группы различаются не значительно. Во 2-й группе преобладали женщины, врачи здесь были старше и имели меньший стаж работы. Более старший возраст и большее число специалистов со вторым высшим образованием (около 70 %) во 2-й группе понятно в силу того, что для значительной части этой группы (психоаналитики) психотерапия – это уже вторая профессия. Регулярно занимаются спортом (1 раз в неделю и чаще) 52 % врачей 1-й группы, 68 % – 2-й и 75 % – 3-й группы.

1

Для психотерапевта практически любой направленности важнейшим фактором профессионального образования является собственная личная терапия, когда будущий специалист выступает в роли клиента. Это позволяет специалисту прийти в профессию с определенным представлением о том, «как работает» тот вид психотерапии, которую он выбрал, и, что даже более важно, понять и проработать собственные проблемы. К сожалению, система профессионального образования психиатров не предусматривает подобного тренинга, хотя как показало исследование (см. данные ниже), значительная часть врачей заинтересована в подобном самоисследовании.

На рис. 1 видно – более высокий уровень прохождения личной терапии наблюдается у врачей 2-й и 3-й группы, что и понятно, учитывая саму систему психологического образования и значительную долю психоаналитиков в этой группе. Так, 95 % психотерапевтов проходили личную терапию, причем у 75 % она длилась более 3 лет, а 66 % проходят ее сейчас. Схожая картина наблюдается у врачей 3-й группы. Несмотря на иную систему образования 45 % врачей-психиатров 1-й группы имели личную терапию, у 10 % она имела длительный характер (более 3 лет), а 16 % проходят ее в настоящее время. Однако следует признать, что эти данные скорее отражают положение дел с личной терапией психиатров в психиатрических учреждениях, где психотерапевтическая помощь хорошо развита как по объему, так и по профессиональному уровню практикующих специалистов, поскольку настоящее анкетирование врачей проводилось в учреждениях с развитой психотерапевтической составляющей.

image002

Рис. 1. Групповая структура личной терапии.

На рис. 2 представлены особенности профессионального образования в двух аспектах. Во-первых, в виде профессиональных тренингов – это супервизии, интервизии, балинтовские группы и клинические разборы. Во-вторых, в виде дополнительного постдипломного образования, главным образом, курсов повышения квалификации и обучающих семинаров.

image004

Рис. 2. Структура профессионального образования.

Как видно на рис. 2, врачи 2-й и 3-й группы регулярно участвуют в профессиональных тренингах и регулярно получают дополнительное (постдипломное) образование. К сожалению, только 29 % психиатров (1-я группа) участвует в профессиональных тренингах и 13 % получают дополнительное образование, выходящее за рамки обязательных курсов повышения квалификации, проводимых раз в 5 лет. Это не в полной мере учитывается при современной подготовке специалиста. Включение в систему профессиональной подготовки психиатров личной терапии (в интернатуре, ординатуре) послужило бы решению как минимум двух задач – профессиональной гигиене (профилактике профессионального выгорания) и расширению представлений о возможностях современной психотерапии, в том числе при работе с душевнобольными. А это бы способствовало реальному развитию помощи душевнобольному в рамках на биопсихосоциальной модели психических болезней, которая скорее декларируется, чем действительно осуществляется в настоящее время.

Если говорить о форме работы, то это могла бы быть аналитически ориентированная группа в рамках современного американского психоанализа. В частности, опыт работы Нью-Йоркского института групповых исследований (The Center for Group Studies) показывает эффективность подобного тренинга для различных профессиональных групп. Так в 2008 г. институт был удостоен премии за выдающийся вклад в области образования и подготовки кадров в области групповой терапии (Award for Outstanding Contributions in Education and Training in the Field of Group Psychotherapy). Учитывая, что более двух десятков специалистов Санкт-Петербурга прошли курс обучение у преподавателей этого института, то и вопрос с кадровым обеспечением такой формы профессионального роста может быть решен хотя бы в одном конкретном мегаполисе.

Следует отметить, что по результатам социологических опросов одной из самых актуальных проблем для врачей-психиатров является отсутствие доступной системы непрерывного профессионального образования и повышения квалификации. Относительно совершенствования организации психиатрической помощи в России психиатры указывают на необходимость создания доступной и эффективной системы непрерывного профессионального образования и выражают желание и готовность профессионально совершенствоваться и использовать в работе новые медицинские и информационные технологии.

Еще одним доводом в пользу необходимости включения в программу подготовки психиатров освоение практических навыков психотерапевтической работы и прохождение личной психотерапии служит высокий уровень эмоционального выгорания. Результаты исследований указывают на высокий уровень неудовлетворенности врачей-психиатров профессиональными достижениями, а в общении с пациентами у них выражены такие проявления деперсонализации как безразличие, формальное выполнение профессиональных обязанностей, снижение способности к эмпатии. В то же время пациенты, наблюдающиеся в психиатрических учреждениях и выступающие в роли потребителей медицинских услуг, придают наибольшее значение именно эмпатийному отношению врача, его личностным характеристикам. Не случайно, что при исследовании субъективной удовлетворенности лечением в психиатрическом стационаре наиболее высокие оценки у пациентов получил показатель «Отношения врач–больной».

При сравнении показателей толерантности (табл. 2) в группах выявляются различия: у психиатров-психотерапевтов 3-й группы уровень общей и этнической толерантности достоверно выше, чем у врачей 1-й и недостоверно выше, чем у 2-й группы. Социальная толерантность также недостоверно выше в 3-й группе. Можно предположить, что наличие двух систем в подходе к пациенту – медицинской (биологически-ориентирован-ной) и психологической (гуманистической) увеличивает возможность специалиста принять различные взгляды, идеи, мировоззренческие позиции и т.д. В целом специалисты показали уровень толерантности на границе среднего и высокого (средний уровень – 61–99 баллов, высокий – более 100). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В  одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. При этом 3-я группа психиатров-психотерапевтов вплотную приближается к людям с выраженными чертами толерантной личности, но без размывания «границ толерантности», которое может быть связано с психологическим инфантилизмом, тенденциями к снисходительности и безразличию. В таких случаях показатель общей толерантности превышает 115 баллов.

2

Здесь и в табл. 3.  * различия в группах при p < 0,05.

Результаты корреляционного анализа показали несколько достоверных взаимосвязей, имеющих, однако, слабый характер (табл. 3).

3

Как видно из табл. 3, время, затраченное на получение высшего образования, положительно коррелирует со всеми сферами толерантности и ее общим значением. Общая толерантность также положительно коррелирует с возрастом специалиста. Причина такой взаимосвязи требует дальнейшего изучения, но можно высказать два предположения. Первое – психическая дифференциация (по К. Ясперс), которая формируется как на основе профессионального образования, так и на основе простого жизненного опыта, стимулирует более терпимое отношению к жизни. Второе – люди с более высокой толерантностью имеют больше ресурсов и возможностей более длительно учиться и дольше жить. Это может быть связано с тем, что высокая толерантность уменьшает напряженность внутрипсихических конфликтов и способствует лучшему взаимодействию с окружающими.

Известно, что одним из критериев, отражающих динамику ментальных, психологических и социальных составляющих психического здоровья, является показатель качества жизни. Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни как «восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культуральных и ценностных ориентаций и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами».

Речь идет о субъективных оценках, включающих самоощущение человека, восприятие им своего состояния и положения в жизни в зависимости от системы ценностей, целей и ожиданий. Качество жизни представляет собой интегративный показатель, не только отражающий удовлетворенность личности отдельными сторонами жизни – здоровьем, работой, финансовым положением, семейными взаимоотношениями, но и по информативности превышающий сумму составляющих его отдельных оценок.

Данные, полученные при заполнении респондентами краткого опросника качества жизни ВОЗКЖ-26 (WHOQOL-BREF) сведены в табл. 4.  Как показывает табл. 4, оценки респондентов по всем сферам превышают средние значения показателей (3 балла), при этом наиболее высокие оценки отмечаются в психической и социальной сферах, а наиболее низкие – в физической сфере и сфере окружающей среды.

4

Статистически значимых различий между группами психиатров, психотерапевтов и психиатров-психотерапевтов в различных сферах качества жизни выявлено не было, а общий балл во всех группах оказался одинаковым, что вполне объяснимо, исходя из сходных социально-демографических и профессиональных характеристик всех респондентов.

По результатам дисперсионного анализа показателей внутри групп было установлено, что у психиатров 1-й группы показатели психической и социальной сферы были статистически значимо выше (p < 0,001), чем показатели физической сферы, а у психотерапевтов 2-й группы – оценка психической сферы была статистически значимо выше, чем физической сферы, социальной сферы и окружающей среды (для всех p < 0,001). В 3- группе психиатров-психотерапевтов показатели всех четырех сфер получили сходные оценки, и статистически значимых различий здесь получено не было.

По результатам корреляционного анализа была выявлена отрицательная взаимосвязь (p < 0,05) между толерантностью как чертой личности и качеством жизни в сфере окружающей среды, имеющая, однако, слабый характер (коэффициент корреляции r = –0,25). То есть более высоко воспринимаемое качество жизни специалиста в сфере его взаимодействия с окружающей средой (удовлетворенность материальным достатком, окружением, информацией и т.д.) связано с более негативным отношением к окружающему миру. И наоборот, чем хуже респондент оценивает качество своего окружения, тем выше толерантность как черта характера. Можно высказать предположение, что оценка своего социального окружения как недостаточно хорошего помогает человеку иметь бόльшую терпимость и соответственно бόльшую приспособляемость (возможность идти на компромиссы) к негативным условиям существования.

Взаимосвязь толерантности с другими показателями определялась путем сравнения двух групп исследуемых на основе определенного признака. Результаты дисперсионного анализа в отношении взаимосвязи уровня толерантности с различными аспектами образования приведены в табл. 5.

5

Как видно из табл. 5, показатели толерантности как черты личности статистически значимо выше у специалистов, имеющих второе высшее образование и регулярно получающих послевузовское образование. У специалистов, принимающих участие в дополнительных тренингах (супервизии, интервизии и балинтовские группы), достоверно выше уровень практически всех показателей толерантности. Таким образом, подтверждена гипотеза, что образование специалиста в различных его формах (второе высшее, постдипломное, профессиональные тренинги) связано с более высокой толерантностью. Вопрос, что же является первичным – образование или толерантность (образование формирует более высокую толерантность или изначально более высокая толерантность потенциирует специалиста постоянно самосовершенствоваться и способствует получению образования), остается открытым.

Результаты анализа взаимосвязи толерантности и личной терапии специалиста приведены в табл. 6. Несмотря на то, что не отмечается статистически достоверной взаимосвязи между личной терапией и толерантностью, можно говорить о тенденции, при которой у специалистов, имеющих личную терапию, уровень толерантности выше. Вероятно, процесс самопознания и разрешения личных конфликтов меньше влияет на возможность терпимого отношения к другим точкам зрения, чем образование. Это может косвенно свидетельствовать о том, что толерантность больше связана с мировоззренческими аспектами личности, чем со сферой актуальных конфликтов.

6

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило рассмотреть некоторые прикладные стороны толерантности и качества жизни у специалистов помогающих профессий, сделать выводы о связи между толерантностью и образованием, а также качеством жизни:

  • 1) толерантность достоверно выше у психиатров-психотерапевтов по сравнению с психиатрами и недостоверно выше по сравнению с психотерапевтами;
  • 2) толерантность достоверно выше у специалистов, имеющих второе высшее образование, регулярно получающих дополнительное постдипломное образование и участвующих в профессиональных тренингах, таких как балинтовские группы, интервизии и супервизии;
  • 3) в структуре качества жизни у психиатров максимальную оценку получили показатели психической и социальной сферы, они достоверно выше показателей физической сферы, а у психотерапевтов – оценка психической сферы оказалась достоверно выше, чем у всех остальных сфер;
  • 4) качество жизни специалиста в сфере его взаимодействия с окружающей средой негативно коррелирует с толерантностью как чертой личности.

Резюме.

Приведены результаты исследования толерантности у 85 психиатров, психотерапевтов, психологов и психоаналитиков, работающих в сфере психического здоровья в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Исследование позволило рассмотреть некоторые прикладные стороны толерантности и качества жизни у данных специалистов. В частности была показано, что толерантность выше у тех, кто получил второе высшее образование, регулярно получает постдипломное образование и участвует в профессиональных тренингах (супервизии, балинтовские группы и т.д.). В структуре качества жизни у психиатров максимальную оценку получили показатели психической и социальной сферы, они достоверно выше показателей физической сферы, а у психотерапевтов – оценка психической сферы оказалась достоверно выше, чем во всех остальных сферах.

Ключевые слова: толерантность, врачи, качество жизни, образование, психотерапия.

Summary

Results of the study of tolerance among the 85 psychiatrists, psychotherapists, psychologists, psychiatrists working in mental health are given in this article. This research allowed us to study some aspects of tolerance and quality of life of these professionals. The article shows that tolerance is higher in professionals have received a second degree, regularly receiving post-graduate education, regularly participating in professional training (inetrvisions, supervisions). Indicators of mental and social spheres of quality of life in the structure of psychiatrists received the highest rating. They were significantly higher than in the physical sphere. An indicator of psychiatric sphere of psychotherapists was significantly higher than in all other spheres.

Key words: tolerance, quality of life, education, psychotherapy

Семенова Н.В.

  • Основное место работы: ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
  • Должность: ведущий научный сотрудник, руководитель отделения научно-медицинской информации
  • Звание: кандидат медицинских наук
  • Адрес организации: 192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева д.3
  • Тел. (факс). (812) 365-20-80
  • Моб. тел.: 8-905-230-45-47, Е-mail: mnoma@mail.ru

Фёдоров Ян Олегович

  • Основное место работы: СПб ГУЗ Городской Психоневрологический Диспансер №7 (со стационаром)
  • Должность: заведующий дневным стационаром №1
  • Звание: кандидат медицинских наук
  • Адрес организации: 198020, Старопетергофский пр., дом 50,
  • Тел. (факс): 252-52-39
  • Моб. тел.: 974-95-17, Е-mail: orthodoc@mail.ru

Напечатано: Семенова Н.В., Федоров Я.О. Исследование толерантности у специалистов помогающих профессий в сфере психического здоровья // Вестник психотерапии, 2011, № 40 (45). – С.85-97

(Visited 45 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.