Хайман Спотниц Часть 4. Стратегия удовлетворения потребностей созревания

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Хайман Спотниц

Часть 4

Стратегия удовлетворения потребностей созревания

Spotnitz, H. (1980) Constructive emotional interchange in group psychotherapy.

Ввиду того, что пациенты приходят в группу в разной степени эмоциональной зрелости, полезно сформулировать цель терапии как становление эмоционально зрелой личности. Для достижения этой – весьма честолюбивой – цели групповой терапевт должен проработать два типа сопротивлений созреванию личности у участников грнуппы – это фиксации и нарушения адаптации. Фиксации – это результат того, что пациенты в прошлом, в критические периоды формирования личности, попадали в ситуации, когда они были излишне обескуражены либо получили непомерное вознаграждение, — или и то и другое вместе. Нарушения адаптации – это превалирование стойких повторяющихся паттернов поведения, защитных маневров, которые были заложены в ранних состояниях депривации. Как фиксации, так и нарушения адаптации связывают с невозможностью удовлетворить потребности созревания. А характер паттернов сопротивления, которые активируются в обстановке терапевтической группы, дает возможность понять, какие именно силы вмешались в процесс личностного созревания пациента.

План терапии не предполагает, что потребности созревания у всех участников группы должен удовлетворить сам терапевт. Терапевт последовательно стремиться к тому, чтобы разрешить сопротивление переноса, предпринимая действия в таком порядке, который способствует прогрессу (2). Однако в процессе работы с сопротивлением переноса, подкрепленным мощной потребностью созревания, терапевту, вероятно, придется умерить ее, чтобы разрешить сопротивление. Однако в принципе удовлетворение потребностей созревания – это побочный продукт конструктивного эмоционального обмена.

Конструктивный эмоциональный обмен, как правило, идет полным ходом, если терапевту удается разрешить паттерн сопротивления, который мешал терапевтическому прогрессу в группе. Если группа не находится в состоянии сопротивления, участники спонтанно влияют на чувства друг друга. Коротко говоря, нужно создать атмосферу, способствующую взаимному удовлетворению потребностей созревания, а для этого следует распознавать и успешно разрешать паттерны сопротивления, возникающие в группе.

В групповую терапию, ориентированную на созревание личности, включены три динамические операции. В какой-то степени это перекрывающиеся процессы, однако для предельной ясности и схематичности они описаны в виде трех последовательных шагов и разъяснены в том порядке, в каком они доминируют в терапевтическом опыте.

 

  • Шаг 1. Контролируйте развитие сопротивления. Патологические паттерны, сформированные на уровне развития, когда произошла изначальная травма, в обстановке группы реактивируются. Таким образом силы, которые не давали пациенту удовлетворить собственные потребности созревания, возбуждаются, анализируются и подвергаются воздействию в терминах работы с сопротивлением переноса.
  • Шаг 2. Обеспечьте чувства, необходимые для избавления от сил, препятствующих созреванию личности, и таким образом помогите каждому участнику группы отчасти удовлетворить свои потребности созревания. Если эмоциональное подпитывание, в котором нуждается пациент, обеспечивается посредством конструктивного эмоционального обмена, то как только он снова испытывает фиксацию либо нарушение адаптации в реакции сопротивления «здесь-и-сейчас», реактивированный паттерн может быть сразу же разрешен.
  • Шаг 3. Помогите пациентам отказаться от неадаптивного поведения, не подвергая риску тот уровень созревания личности, которого они достигли. Строго говоря, именно этот этап считается работой над сопротивлением переноса.

 

Групповому терапевту необходимо активнее работать над обеспечением процессов, описанных как Шаги 1 и 3, нежели достигать Шага 2. Иначе говоря, контроль над переносом и регрессом, следствием которых становится реактивация и проработка препятствий к созреванию личности в контексте всевозможных терапевтических ситуаций, — первейшая обязанность терапевта. Участники группы, как правило, задействуются в процессе проработки. Например, пациенту, который привычно критикует коллегу по группе, они напоминают, что таков был привычный паттерн в его семье. Подобные напоминания помогают пациенту отказаться от этого паттерна; однако, если коллеги по группы не помогают ему в этом, проработка требует больше осознанных усилий со стороны терапевта.

Шаг 2 – взаимное удовлетворение потребностей созревания у участников группы – достигается в первую очередь посредством их собственных коммуникаций. Поскольку их спонтанные реакции на эмоциональные потребности друг друга оказывают сильное воздействие, терапевту, как правило, уже не обязательно обеспечивать чувства, необходимые для разрешения сопротивления переноса.

Конструктивный эмоциональный обмен приобретает особое значение, если у пациента возникает сопротивление переноса, направленное на группу в целом. Приведу клинический материал, который иллюстрирует, насколько важной может оказаться эмоциональная реакция группы для немедленного разрешения подобного сопротивления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста(не более 20 слов) и нажмите Ctrl+Enter

(Visited 5 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.