Развитие социальных навыков у пациентов ПНД методом тренинга

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

 

   Данная статья посвящена необходимости проведения «тренинга когнитивных и социальных навыков», поскольку психосоциальные методы являются необходимой  частью реабилитационного процесса и продолжают интенсивно развиваться и совершенствоваться. Одна из наиболее эффективных форм психосоциального вмешательства в этих случаях — совмещение тренинга когнитивных функций и тренинга социальных навыков.

    Изучая вопросы психопатологии,   Л.С. Выготский писал: «При распаде высших психических функций, при болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры» [1]. Разрушение понятий, размывание границ, сочетание чрезмерной конкретности с чрезмерной символизацией, становится барьером в интеллектуальной деятельности пациентов ПНД.  Все это приводит к тому, что под влиянием болезненных процессов у них нарушаются общение с другими людьми и  социальная адаптация, они становятся изолированными, отчуждёнными».

  Опираясь на теоретические исследования Л.С. Выготского, а также разработки других авторов, была  составлена программа специального тренинга  для пациентов ПНД. «Тренинг когнитивных и социальных навыков» разработан на базе материалов  А.Б. Холмогоровой, которая занималась коррекцией когнитивных и социальных навыков у  больных шизофренией. Предлагаемый тренинг предназначен не для гомогенных, а для гетерогенных групп. Он адресован  участникам, имеющим различные медицинские диагнозы.  Были переработаны некоторые упражнения, а также добавлены  задания на компьютерах с играми,  развивающими  мышление, память, внимание. Традиционно, множество исследований эффективности коррекционных (реабилитационных)  программ проводятся на однородных  в отношении диагноза группах с целью повышения  достоверности результатов. Безусловно, следует  учитывать, что при различных заболеваниях в различной степени нарушаются разные психические функции.  Например, при некоторых «болезнях», память может оставаться сохранной. Однако, не стоит  забывать о том, что пациенты  ПНД находятся на медикаментозном лечении и  многие прописанные им препараты имеют побочные действия. Реабилитационных программ, предназначенных для работы в гетерогенных группах недостаточно, они в литературе практически не  описаны и  их эффективность не доказана. Актуальность разработки тренинговых программ, предназначенных для гетерогенных групп очевидна, так как в рамках дневного стационара ПНД  часто  нет возможности набрать гомогенную группу участников. Однако многие пациенты нуждаются, не только  в  психотерапевтической и медикаментозной,  но и в психологической помощи. Они мотивированы  на коррекцию процессов общения, у них есть огромное желание «выздороветь», а не оставаться изолированными  и отвергнутыми обществом.

 Целью «Тренинга когнитивных и социальных навыков» является  восстановление и оптимизация адекватного, социально приемлемого поведения, способствующего улучшению социального функционирования. По причине снижения коммуникативной направленности мышления, пациентам трудно учитывать точку зрения, позицию  партнёра по общению  из-за чего они  испытывают колоссальные сложности. При искажении социальных навыков нарушаются: способность к решению межличностных проблем, адекватность социального восприятия, адресность вербальных коммуникаций, адекватность решения сложных жизненных ситуаций. Так же страдает эмоциональная сфера, снижается способность к распознаванию, как эмоций другого человека, так и своих собственных, происходит затруднение в выражении своих чувств и эмоций словами.  Больные испытывают дефицит социальной поддержки  со стороны окружающих. Навешивание на них социальных ярлыков «психически неполноценных»  ещё больше их дезинтегрирует, что сказывается на процессах  восприятия,  внимания, скорости переработки информации,  при этом ещё больше возрастает несостоятельность при решении даже повседневных проблем.

 «Тренинг когнитивных и  социальных навыков»  структурирован, он формирует навыки социального поведения, необходимые для  вхождения  в новые  малые группы, развития  разнообразных  социальных контактов с другими пациентами и  медицинским персоналом.  Все это способствует снижению   стресса, который испытывают пациенты ПНД  из-за накопленного негативного опыта  межличностных конфликтов и неудач, а также фармакотерапии. Одной из важнейших реабилитационных задач, которую решает тренинг, является преодоление социальной изоляции больного и включение его в более широкую социальную сеть. Коррекция социального взаимодействия, необходимая в связи с ослаблением связей символических и натуральных функций, направлена  не только на формирование навыков межличностных контактов, но и отработку эмоциональных, когнитивных и поведенческих  составляющих психического функционирования.  Одна из наиболее эффективных форм психосоциального вмешательства в этих случаях — совмещение тренинга когнитивных функций и тренинга социальных навыков. Нарушения памяти, мышления, внимания ведут к снижению работоспособности больных, могут приводить к инвалидизации и,  как следствие, социальной дезадаптации. Больные испытывают социальный дистресс из за общей неадекватности своего поведения. Благодаря сочетанию развития  когнитивных и социальных навыков у пациентов появляется возможность интерпретировать свои неудачи в прошлом, связывая их со своим неадекватным поведением. Тем самым  они мотивируются к компенсации соответствующих дефицитов. При нарушении распознавания эмоциональных состояний других людей, хорошим результатом «тренинга когнитивных и социальных навыков» является развитие способности к самонаблюдению, отработка навыков социального поведения и вынесение их в реальную жизнь.

Котова Дарья Германовна

Магистрант, ВЕИП, Санкт-Петербург

9272061110@mail.ru

Список литературы:

  1. Выготский Л.С., собр.соч. в 6 томах, том 4, М: «Педагогика» 1984, с. 59
  2. Холмогорова А.Б. и др. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией/ в ж. Социальная и клиническая психиатрия том 17, № 4, М: Изд.дом «Медпрактика – М», с. 67-77.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста(не более 20 слов) и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *