Психоаналитическая супервизия в вопросах и ответах. Часть 6. Федоров Я .О.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Каким образом супервизирует супервизор?

Понимание супервизором трудностей супервизанта может достигаться двумя путями, взаимно дополняющих друг друга. Первый путь – рациональный, за счет анализа, т.е. разложения терапевтической ситуации с пациентом на составляющие. Например, когда супервизант зачитывает стенограмму сессий, описывает особенности невербальных реакций пациента, свои контрпереносные реакции, характеризующие его отношение к пациенту целиком или отдельным аспектам взаимодействия. Второй путь – иррациональный, за счет всей гаммы переживаний, которые вызывает у супервизора его супервизант. Для этого можно было бы придумать неологизм «суперперенос» – сознательный и бессознательный отклик супервизора на контрперенос супервизанта. Это могут быть мысли, чувства, и даже соматические явления. Здесь уместно напомнить о важнейшем понятии психоаналитической методологии.

Контрперенос – это следствие влияния переноса пациента на своего психоаналитика. Винникот описал понятие объективного контрпереноса, при котором переживания аналитика отражают переживания пациента.  Racker H. (1957) в реакциях объективного контрпереноса выделил две разновидности: конкордантную и комплементарную. При конкордантном контрпереносе аналитик идентифицируется с пациентом зеркально: злиться пациент – злиться аналитик; пациент стыдится – аналитик смущен. При комплементарном контрпереносе аналитик идентифицируется со значимыми объектами пациента, обычно это родительские фигуры. В этом случае аналитик повторяет те чувства, которые пациент приписывает своему объекту переноса, и «картинка» переживаний меняется. Например, пациент напуган, а терапевт реагирует как его отец – пренебрежением на страх «своего ребенка». Если пациент оживил прошлое психоаналитика, его нерешенные проблемы созревания, неразрешенные конфликты, то такой контрперенос называют субъективным. Эту концепцию контрпереноса разрабатывал Хаймон Спотниц и сторонники его подхода (Epstein L., Feiner A., 1983; Kirman J., 1995; Evans M., 1996; Спотниц Х., 2004; Лигнер Э., 2014).

Если аналитик не может справиться с контрпереносом, то он становиться сопротивлением (т.е. контрпереносное сопротивление или контрсопротивление).

Мишенью работы супервизора, по мнению автора, по большей части должно служить сопротивление супервизанта. Т.е. бессознательные или частично осознаваемые паттерны терапевта, которые индуцируются сознательными и бессознательными установками его пациента. Это контрсопротивление не позволяет ему эффективно работать со своим пациентом или терапевтической группой. Аналитик и его пациент вместе поддерживают текущие сопротивления в рамках кабинета, поэтому и возникает проблема. Для пациента сопротивляться – естественная часть его жизни, из-за которой он нередко и приходит в анализ. А задача терапевта как раз выявлять и справляться с сопротивлениями пациента, а если не получается – обращаться к супервизору.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста(не более 20 слов) и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *